Главная / Аспирантура и докторантура / Как писать диссертацию Организация работы над диссертацией Общие замечания
В организации работы над диссертацией не может быть стандарта, единого правила, тем более спасительных рецептов. Каждый исследователь имеет свою «кухню» работы. Ясно, что сюда входит подбор литературы и ее «начитка», поиск документального опубликованного и неопубликованного – архивного материала, написание текста диссертации и ее оформление. Ниже мы покажем основные элементы организаторской и исследовательской работы на протяжении всей подготовки и защиты диссертации. Можно вести подготовку диссертации в указанной последовательности, но все эти стадии должны выполняться параллельно. Если какой-то вопрос становится понятным исследователю, надо пытаться его выписать в предварительном варианте. Можно рекомендовать такой стиль: днем в библиотеке, архиве начитывать, собирать материал, вечером «по горячим следам» выписывать фрагменты диссертации.
Опыт также показывает, что исходный материал, а также авторские наработки лучше систематизировать по каждому пункту рабочего плана. Думаю, что все наработки, по крайней мере, на начальном этапе, следует показывать научному руководителю, вырабатывать взаимоприемлемый стиль изложения диссертационного материала.
Диссертант вместе с научным руководителем определяют сроки работы над каждой частью диссертации. Они должны быть крайне жесткими, требующими работать по 10-12 часов в день. Иначе трудно будет сделать хорошую работу.
Планирование работы над диссертацией должно предусматривать, чтобы первый вариант всего текста диссертации был представлен в проблемную группу кафедры за 8-10 месяцев до предполагаемой защиты. Это позволит доработать диссертацию и представить ее для обсуждения на кафедру не менее чем за 3-4 месяца до защиты. Если такие сроки не соблюсти, будет спешка, соискатель попадет в цейтнот, а следовательно, неизбежна потеря качества научной работы.
Сразу скажем, что только труд, организованный, упорный, настойчивый, каждодневный, может обеспечить успех дела, нельзя ждать какого-то озарения, вдохновения, как это бывает у литераторов, но и они трудятся помногу, порой не зная отдыха, не устраивая для себя «каникул». Но у творческих деятелей вдохновение действительно приносит крупный результат. Можно вспомнить Александру Николаевну Пахмутову на отдыхе в Крыму. Небольшая компания играла в карты. Она отдалилась и что-то писала, припевала. Вдруг – всплеск: «Получилось». Оказывается, она за полчаса написала новую песню. Но … не диссертацию.
В организации самостоятельной работы аспиранта решающее значение имеет сбалансирование бюджета его времени так, чтобы не пропал ни один день обучения в аспирантуре, чтобы с максимальной пользой были реализованы все возможные резервы времени. «Спасение» – в четком индивидуальном плане аспиранта, который должен строиться на весь период обучения и подготовки диссертации, в своевременном его выполнении.
Согласование и утверждение календарного индивидуального плана работы над диссертацией на кафедре / в отделе
Индивидуальный план обучения в аспирантуре, работы над диссертаций является основным руководящим документом. Этот план определяет специализацию, содержание, объем, сроки обучения аспиранта, формы его аттестации. В этом плане формулируется тема диссертации. Работа над диссертацией регламентируется рабочим планом ее написания.
Кафедра/отдел рассматривает индивидуальный рабочий план подготовки диссертации с указанием поэтапных сроков ее написания, устанавливает контроль за его соблюдением, определяет сроки и порядок обсуждения разделов и других частей диссертации.
Отношение к этому документу должно быть высоко ответственным. Во-первых, он организовывает исследователя, во-вторых, по его выполнению/невыполнению на кафедре складывается впечатление о соискателе, его способностях. А.М. Новиков в своей книге «Как работать над диссертацией» (М., 1996. С. 20) называет представляемый на кафедру план работы аспиранта или соискателя «документом формального характера». Мы позволим себе не согласиться с коллегой. В работе над диссертацией ничего нет формального, если к чему-то отнесешься действительно формально, потом тебе это обойдется дорого.
Одновременно разрабатывается и затем постоянно корректируется «план-проспект диссертации». В нем излагаются такие позиции: тема исследования, ее актуальность, проблема, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, источники и пр.
Все эти планы, проспекты должны «работать» – они должны систематизировать работу исследователя, ориентировать на изучение непосредственно относящегося к теме и предмету диссертационного исследования.
Здесь уместным будет такой совет. Диссертация, как мы уже не раз говорили, имеет много атрибутов: актуальность, цели, задачи, объект и предмет, хронологию, новизну, главы, параграфы, заключение, выводы и т.д. Соискатель должен сопоставлять все эти формулировки, с тем чтобы постоянно видеть, насколько логично построено исследование, взаимосвязаны все эти элементы характеристики диссертации. Так, целью исследования является в лаконичной форме сформулированный научный результат диссертации. Наиболее часто встречается такой недостаток, как оторванность заключения и выводов от самого исследования.
Пимер оформления индивидуального плана работы на год
ПЛАН работы аспиранта (второго года обучения) кафедры педагогики Иванова Петра Петровича
на 2010-2011 уч. год
Научный руководитель: д.п.н., профессор
Сидоров Юрий Борисович
Тема исследования: «.....................»
I. График работы над диссертационным исследованием:
№ |
Содержание работы |
Сроки сдачи |
1. |
Сбор и обработка научной литературы по теме исследования, ознакомление с новейшими результатами педагогических, обществоведческих, философских исследований |
Июнь-август 2010г. |
2. |
Составление библиографического списка по теме исследования |
Август 2010г |
3. |
Перевод оригинальных источников на русский язык; подбор материала для написания диссертации |
В течение года |
4. |
Посещение библиотек и диссертационных залов г.Москвы и Московской обл. |
В течение года |
5. |
Подготовка и оформление первого параграфа первой главы диссертации (1-ый вариант)
|
Сентябрь 2010г |
6. |
Подготовка и оформление второго параграфа первой главы диссертации (1-ый вариант)
|
Октябрь 2010г |
7. |
Подготовка и оформление третьего параграфа первой главы диссертации (1-ый вариант)
|
Ноябрь 2010г.
|
8. |
Подготовка и оформление второго варианта первой главы |
.Декабрь-январь 2010-2011гг.
|
9. |
Подготовка и оформление первого параграфа второй главы диссертации (1-ый вариант)
|
Февраль 2011г.
|
10. |
Подготовка и оформление второго параграфа второй главы диссертации (1-ый вариант)
|
Март 2011г.
|
11. |
Подготовка и оформление третьего параграфа второй главы диссертации (1-ый вариант)
|
Апрель 2011г.
|
12. |
Подготовка и оформление второго варианта второй главы
|
Май-июнь 2011г.
|
I. Другие направления научной деятельности:
1. Регулярные консультации с научным руководителем (ежемесячно).
2. Работа в библиотеках и диссертационных залах г. Москвы и Московской области.
3. Составление библиографического каталога.
4. Участие в научных конференциях.
5. Подготовка тезисов и статей к печати (в соответствии с темами проводимых конференций).
6. Участие в заседаниях кафедры педагогики и научных семинарах.
7.Перевод оригинальных источников на русский язык.
Научный руководитель: д.п.н., Профессор Сидоров Ю.Б.
|